согласовано
профсоюза
Лъ1
з.эl
от 25.09.2025 г.
СОШ с.Толдзгун
р,с./
ГОда
Щолжностпая пIIструкция учителя химши
Настоящая должЕостная инструкция рiвработана и утверждена в соотвстствии Q
положеЕIФ{ми Трулового кодеЙса РоссиЙскоЙ Федерации, Федерального закона от 29
декабря 2аП г. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",и приказа
Министерства труда и соцц€tпъной заIциты РФ от 18 октября20|З г. N 544н "Об
угверждении профессион{rльного стандарта "педагог (шедагогическая деятельность в
сфере дошкольнOго, Еач€Lльного общего, основного общего, среднего общего образования)
(восгlr,rгатель, }п{итель)", приказом Министерства здравоохранениJI и социtLльного рtlзвитиrl
Российской Федерации от 26 авryста 2010 г. N 761н "Об угверждении Единою
квалификационного справочника доJIжностей руководlrгелей, специrlJIистов и сJryжащих,
раздел "Кваrrификационные характеристики долхшостей работников образованIit I",
прик€}зом Министерства прссвещен}uI Роосийской Федерации от б ноября 2а24 r,N 779 "Об
}.твýрждении nepglllUt докумеЕтов, подготовка которых осуществJU{ется педагогическими
работниками при реtlJIизации оснOвных общеобразовательных шроцраммо образOвательных
проIрамм срýдlег0 профессионilJIьного образования" и иньIх нормативно-fiравовых актов,
реryлирующI.rх трудовые правоотношения.
1. общие положенпя
1.1. Учитель относится к категории педагогическихработников и непосредственно
подчиняется директору.
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом директора.
1.3. Требоваrrия к квалификации: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образованиlI и
опециальностей среднего профессионального образования <<Образование и г{едагогические
науки> или в 0бласти, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образовал{ие по направлению деятельност}I в образовательной организации без предъявлениJI
требований к опыту практической работы.
1.4" На должность учителя в соответствии с требованиями статьиЗЗl ТК РФ
назначается лицо:
-
не лишенное права заниматься trедагогической деятельностью в соответствии с
вступившI,1м в законную силу l]риговором суда;
-
не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отt{ошении которых
прекращено lrо реабилитируюtцим основаниj{м) за преступлениJ{ против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за искл}очением незаконной
госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую
помошь в
АпуSсаппеr
:,
стационарных условиях, и клеветы). половой неприкосновенности и по-]овой
личности, против семьи и }iесовершеннолетних, здоровья Ilаселения и обцественной
нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства. \{ира и
безопасности человечества, а также против общественной безопасности:
-
не иN{еющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжк],1е
t,t
особо
тяжкие преступления:
-
-
не признанное недееспособным в установленном федера;rьным законоN,I порядке:
не имеК)rцее забОлеваний. предусмОтренныХ trеречнеМ" утвержДаемым федеральныr,r
органом исполнительноЙ власти, осуществляющим функчии по выработке государственной
политлrки и tlормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;
1,5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты
(для госуДарственнЫх и муниЦипаl,tьных общеобразовательных организаций).
1.6. В овоей деятельности учитель руководствуется доJIжнсстной инструкцией,
составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской
Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ п Ns273-Ф3;
:
-
Законом Республики Северная осетия-Алания от 27 декабря 201З г. N бl_рз "об
образовании в Республике; нормами сп 2.4.з648-20 <<Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям восплшания и обучекия. отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
-
нормами СанПиН |.2.З685-2l <Гигиенические нормативы и требоВаниЯ К
обеспечеНию безопасЕости и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>>;
- административным, трудовым и хозяйственным законодат9льством Российокой
Федерации;
_
ocHoBaM}I педагогики, психологии, физиологии и гигиеЕы;
- Уставом
и локапьными правовыми актами. в том числе Правилами вIlутреннего
трудового распорядка, приказами и распоряженIб{ми директора общеобразовательной
0рганизации:
- требованиями Фгос основного общего образования и среднего общего 0бразования,
рекомендациями по их применению в школе;
правилами и нормами охраны труда и пожарноЙ безОПаСНОСТИ;
,ryудовым договором между
работником и работодатеJlем;
инструкцией по охране труда для учителя;
-
Конвенцией ООН о правах ребенка.
|.7.
- основы
Учитель долх(ен знать:
обrцетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения
педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
- преподаваемый предмет в пределах требований федера-ltьцых государственных
АпVýсаппеr
образовательных стандартов и основной обrцеобразовательной проI раммы, его истории и
места в мировой культуре и Hayкel
программы и учебники по преподаваемому предмету;
- теориЮ и методЫ управлеЕия образОвательными системами, методику учебной и
tsоспитатедьной работы, требования к оснащению и оборулованию учебных кабинетов и
подсобных rrомещений к Еил,I9 средства обучения и их
дидактические возможности
- историК), теорию. закоI{омерности
функционированиJI
систем1
образовательных
и принциПы IIостроения и роль и
жизни
место
образования
в
личности и общества;
технологии реализации
современные педагогические
компетентностнOго подхода с уч9том возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся ;
педагогические закономерности организации образовательного rrроцесса,
- методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развиваюrцего
обучения;
- основные закономерности возрастного развития9 основt{ые признаки отклонения в
индикат,оры
развитиИ детей, стадиИ и кризисы развития, ссциализаци;I личЕости,
индивидуальных особенностелi траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
псшходиагностики;
поведения
теориJl и технолOгии учета возрастньlх особенностей обучаюrцихся;
основы IIсиходидактики, поликультурного образования, закономерностей
в
-
социаJчьных
сетях;
tryти дt)стижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения;
-
основЫ методикИ преподаВания, основные принциtIы деятельностного подхода, виды
и приемы современных педагогических технологий;
Рабочую программу и методику обучения по данному предмету;
- закономерности формирсlвания детско-взрослых сообrцеств, их
сOциальЕо-психологических
особенности
11
закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
-
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффекгивно работать
с родителъской обrцественностью;
- социiurьно-психологические
особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ;
- приоритетные направлениlI развития образовательной системы Российской
Федерации и развития образовательной системы РСо-Алания, законов и иных }{ормативных
правовыХ актов, регламеНтирующИх образовательную деятель}Iость в РоссийскоЙ Федерации,
IIорматиВных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
начfu,Iьного
федера,чьных государственныN образовательЕlых стандартов дошкольного,
общего, оснOвЕого обшего, среднего общего образования, законодательства о IIравах ребенка.
трудового законодательства;
- норма1ивные документы
гIо
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
АпчSсаппеr
Конвенцию о правах ребенка,
основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодат9льсl,во
;
правIIJIа внутреннег0 распорядка;
правиJIа по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
АпуSсаппвr
1.8.
Учитель должен уметь:
- владетЬ формами и п,IеТоДамll обучения. в том числе выходящими за
рамки у.rебных
занятий: проектная деятельность, лабораторньiе эксперименты, полевая практика и т.п.;
- объектИвно оценИвать знания обучающихся на основе тестирования идругих
метOдоВ коI{трOлJ{ в соотвеТствиИ с реzlJIьнЫми
учебнЫми возможностями детей;
- проводить учебные занятия по учебной дисциплиЕе, опираяgь на достижениrI в
области
педагогической
и психологической
наук1
возрастной
физиологии
и школьной
гигиены, а также совремеНных инфОрмациOнных технологий и методик обучения;
IIланировать и осуществлять учебную деятельность в соответствии с основной
общеобразOв атель ной пр огр аммой
;
-
обеспечить выпOлнение рабочей программы;
организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую;
-
разрабатыватъ и реализовывать проблемное обучение, осуществля1ь связъ
обучения по предмету (курсу9 проIрамме) с практикой, обсуждать с обучающимися
актуальные собьттия современности ;
-
осуrцествлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
использоватЬ современные способы оценивания в
условиJлх
информационно-коNIмунлlкационных технологий (ведение электронных
форм
докуменТации, в тоМ числе электронНого журнала и обуЧающихся):
дневников
исIIОльзоватЬразнообразныеформы,приемы,методыобучения.
том числе по индивидуiLчьным учебrrым планам,
курсам в рамках федеральных государственных образовательных
стандартов основного обшего образования и среднего общего образования;
в
и средства
ускореннь]L,I
-
владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таб:tицами,
электронной почтой и браузерами, N{ультимедийным оборудованием;
-
осваивать и применrIть современные психолого-педагогические т^ехнологии.
оснOванные на знании законов развития личности и поведения в
реальной и виртуальной
среде;
владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
- устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями
(законными представителями), Другими педагогическими и иными
работниками;
- владеть технологиJIми диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики
и разрешения;
-
исполъзовать и апробировать специальные полходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образоваНИИ: обу,1419щихся. rrроявивших выдаюtциеся способности; обучающихся,
для
которыХ русскиЙ языК не явлlIеТся родныN{; обучающ ихся с ограниченными возможностяl,{и
здоровья;
владеть Икт-комl]етентностями:общепользовательская
икт- компетентнOсть,
общепедагогичеL-кая Икт-компетентность, предметнопедагогическаl{ Икт-компетентность
(отражающая профессион,lJIьную ИК Г- компетентность соответствующей области
человQческой деятельности)
*
;
строить воспитательную деятеJIьность с учетом культурныхразличий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
_
обшаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их:
- угIравпять учебными группами с целью вовлечения обучаюшихся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познаватеJlьную деятельносТЬ;
анапизировать реаJIьное состояние дел в учебной Iруrrпе, гiоддерживагь В ДетскоМ
коллективе деловую] дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшиМся В
ко нфликтно й с tTTya ции иl пли небл аго пр иятных усл овиJIх ;
_ находить
ценностный аспект учебноr,о знания и информащии обеспечивать его
.
tlонимание и переживание обучаюшимися;
_ владеть метолами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- сотрудничать с другими педагOгическими работниками и другими специ{LrIистами
В
решении воспитательных задач;
- владетъ профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенкУ вне
зависимости от его реальных учебных возмо}кностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья;
- испоJIьзовать в tlраюике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельltостный и развивающий;
_ осуществлять (совместно с психоJIогом и другими специаJI}rстами)
fIсихолого-педагог[Iческое сопровождение основных общеобразовательных програмМ:
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопеДоВ и
т.д.);
-
оказывать llepByro помощь шострадавшим, знать порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайнойr ситуации и эвакуации в общеобразовательной
организации.
1.9.
Учителю запрещается:
оказывать платные образовательные услуги обучаюшимся в данной орГаниЗаЦии,
если эго приводит к конфликту интересов учителя;
- использовать образовательную деятельность для политической агитации,
_
принуждения обучающихся к принятию политическl&х, религиозных или иных убеждений
либо отказУ от них, для разжигаЕия социа-цьной, pacoBoti, национа"lьной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей иск.llючительность, превосходство либо
нешолноценность граждан по признаку ссци;LIlьной, расовой, национальной, религиоЗной ИлИ
языковой принадлежности, их отношениrI к религии, в том числе tlосредством сообщения
обучаюrцимся недостоверных сведений об исторических, о национаJIьных, религиоЗных и
культурных традициJIх народов, а также для побуждения обучающихся к действиям,
противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. ffолжностные обязанностп
На 1чи:геля воздагаются следуюц{ие дOJDкнOстные обязанности:
АпуSсаппеr
Журнала учета успеваемости
журнача внеурочной деятельности(для педагогических
работников,
OсуществJI'Iющю( внеурочЕую
деятельность).
2.14. объsктивная оценка знаний обучающихся
на основе тестирования и другЕх
методов контрOлlI в соответсТвии с
реаJrьныМи учебными возмоЖностями детей.
2.15. Реryлирование поведеЕия обучающихся
ди обеспечения безопасной
образовательной среды.
2,|6,
Реализация современных, в том числе интерактивных,
форм и методов
воспитательноЙ работы, используя их как
на заIштии, так и во внеурочной
деятельности.
2,17, Поста,новка воспитательных целей, способствующих
развитию
обучаюrцихся, независимо от их способностей
и характера.
2,18, Определение и соблюдение четких шравил поведения обучающимися
в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
рас',орядка
образовател ьной орга низации.
2,19, Реа,тизаци,{ воспитательных возможностей
различных видов деятельнос.r.и
ребенка (учебной, игровой, трудовой. спортивной, художественной
и Т.Д.).
2,20, Создание) tIоддержание
уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации.
2,2l,
Развитие у обучающихся познавательяой
активности, самостоятельности,
инициативы" Творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизЕи в условиях ссвременного мира,
формирование у обучаюrцихся культуры
здорового и безопасного образа жизни;
2.22. Формирование
навыкоВ поведен}UI в изменяющейся
lrоликультурной среде.
2,2з, Использование конструктивных восIIитательных
усилийродителей
(законньтх цредставителей) обучающихся,
помощь семье в решении вопросов воспита}Iия
ребенка.
2,24,
Выявление в ходе наблюдения поведенческих
и личностных проблем
обучаюrцихся, связаЕных с особенностями
их рtввитиl{.
2,25, Оценка параметров и проеIfгирование психологически
безопасной и
комфортНой образовательноЙ среды,
разработка программ профилактики р,lзличных
форм
насилия в школе.
2,26, ПримененI,1е инструментария и методов
диагностики и оценки гrоказателей
уровня и динамики рtlзвития ребенка.
2,27, С)своение и применение ,'сихо-цого-педагогических
технологий (в том числе
инюIIюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами
учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные
жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аlтисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и
ДР.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиацшIми поведения,
детI1
с зависимостьIо.
2.28. Оказание адресной помощи обучающимся.
2,29, Rзаимодействие с Другими специаJIистами
в рамках
психологоДэ.,<--л*л_
медико-шедагогического консилиу ма.
2.30. Разработка (совместно с другими специаJlистами) и реализация совмест}{о с
индивидуального развития
родителями (законными представителями) программ
ребенка.
i,
ж
2.з1,.
Разврrгрrе
творческих
инициативы,
у обучqющихся псзнавательной активнссти, ýамоýтоятельности,
способноQтей,
формирование
гражданской
шозиции, способности
к труду и жизни в условиях современного мира' формирование У обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жиз}lи,
2.32. Формирование и реtLчизация программ развития универсальньж учебных
в мире
действлtй, образцов и ценностей социального tIоведения, навыков IIоведениJI
виртуа.чьной реа,тьности и социальЕых сетях, формирование тоJrерантнOсти и позит}Iвных
образuов полик.чльтурного общения.
2,з3.
Формирование системы реryхяции поведения и деятелъности
обучающихся.
2.34.
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этрIки.
3. Права
З^Ж{а всецредуСмотреннЫ€
закоЕоДательствОм РоссийСкой Федерации
^^Хк^Х^)fuтеJIъность рабочего времени;
на дополнительное профессиональное образование гlо профилю
IIедагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
.
на еiкегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
прOдолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической рабозы,
надосрочЕое назначениетрудовой пенсии г{о старOсти;
- на предоставление вне очереди жилого помешениJI f{о договору
социzlJIьного найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в
жилом помещении):
- а предс)ставление }килого помещения специilJIизированного жилищного
фонда;
- на предоставление кс)мпенсац[lи расходOв на оплату жилого помещения,
отопления и освещения (для проживаюtцих и работаюrцих в сельских населенных
пуЕктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
Апуýсаппвг
"о
о
о.. ##fi#:;жжrff ;;;
х#жx;r#,:::иал
ьную и
вследствие несчастного случая ýа производстве либо получения
профессионального заболевания.
3-2. Требоватъ от р)iководства образовательной организации
содействия в исполнении своих профессионалъных обязанностей и
окчLз
ания
осуществлении прав.
з.3. Требовать от руководства создания условий для выполнения
профессионzlJIъных обязанностей, в том чисде предоставления необходимого
оборулования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарногигиеническим правилам и нормам.
з.4. Знакомиться с проектами решений руководства,
обра.зовательной
организации, касающимися его деятельности.
з._5.
3-6- Иные
Повышать свою профессионtL,Iьную квачификацию.
шрава, предусмотренные трудовым законодательством Российской
Федерации.
4.
ответственцость
учитель несет ответственность:
4,1.
ЗанеиспоJIнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмОтренныХ настOящей инструКцией, - в пределах, определенных трудовы},I
законодательством Российской Федерации.
4.2.
2 За совершенные в ltроцессе осуtцествле}lия своей деятельЕости
правонарушения - в гIределах, определенных действующим административным,
уголовнЫм и гражДанскиМ законодаТельствоМ Российской Федерации.
4.з. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской
Федерации.
АпуSсаппеr
С должностныlIи
ознакомлен(а):
кабатоев З
Апуýtаппеr