Утвер;клаю:
согласовано
сош
профсоюза
с.Т
NЬl
р.с./
з.эl
.09.2025 года
от25.а9,2025 г,
,э
li
t9l
*
ýолжностнаяинстрУкцияУчителярУсскогоязыкаилиТератУры
в соответствии с
настоящая доJDкýостнаr{ инструкция"разработана и утверждена
Федера;rьЕого закоЕа от 29
полохtениями Трудового код;;са РосЪийЪкой Федерации,
в РоссийскоЙ Федерации"ои прЕказа
декабря 2о:r2.. ьizтз-оЗ "0б образовании
г, N 544н "0б
Министерства труда и социrlJIьш;й з€шциты РФ от 18 окгября2аВ
(педагогитIескtш деятельность в
угверждении профессионatльного стандарта "педагог
среднего общего
сферс дошкоJIьвого, ЕачаJIьного общего, основного общегоо
и
оЁрЬования) {воспитатель, )rчrrгеJlъ)", приказом Министерства здравоохранOния
r, N 761н "об
социrrльнсго рtlзвитиrt Российскои ОедеЬации от 26 авrywа2010
справочника должнсстей руководителей]
утвержденирLЕдиНою квалификациоЕ}Iого_
специалистов и сJIужащIж, рitздел "ква;rификационные характеристики дслжlостей
цросвещениl{ Российской Федерации
Министерства
работников образован}Iя'l, приказом
подготовка которъrх
б ноябр яZаZ4 г, N 779 "Об угверждении переч}UI документов,
сlсновньIх
осущестВIUIется rrедагOгическими работниками цри реtшизаrии
Ь
средrlего профессион,lJIьного
общеобразовательных програмr, обр*овательных программ
трудовые
образован ия" и иньIх нормативно-правовых актов, реryлирующих
IIравоOтношениJI.
1. Обпrие положения
1.1. Учителъ относится к категории педагогических работников и непосредственно
rIодчиняется директору,
прикtlзом директора,
УчrтТедъ назначаетQЯ IIа доJDкНость И освобождается от нýе
1.3. ТребованиrI к квtUIификации: высшее образование иIIи ýреднее
направJIениЙ подготовки
шрофессиOнаJIьное образование в рамках укрушненных групп
образования
высшего образования и ýIIециirльностей среднего профессиоII;Lльного
соответствующей преподава9мому
<<Образование и педагогиtIеские Еауки)> иJIи в области,
образование и
предмету, либо высшее образование или средЕее профессиоIIаJIъное
по наrrравлению деятельности в
дOilолнитgльное профессионrшьное образование
к опыry црактиtrеской работы,
образователъной организации без предьявления.требованшй
тк рФ
1.4. На должностъ учителя в соответствии с требованиями статьи з31
|.2.
нilзначается лицо:
с
- Ее лишеЕное права заниматься педагогичеокой деятельнOстъю в соответствии
встуIIившим в закош{ую сиJrу цриговором суда;
'.неимеЮщееиJIинеимеВшеесУДимосТи'непоДВергаВшеесяУголоВII0мУ
лиц уголовное цреследоваЕие в отношении которьD(
цресJIедованию (за искllючени9м
жизни и
шрекращено по реабилитирующим основt}ниям) за црестуIшениl{ цротив
незаконной
здорOвъя, свободы, чести и доатошrства личности (за искJIючением
госпиТаJIиЗ.}ЦииВмеДиЦинскУЮорганиЗацию,окаЗыВаюштyIопсихиаЦриlIескУю
Апуýсаппеr
пOмощь в
свободы
стационарных условиях) иклеветы), половой неприкосновенности и rrоловой
лиtIности, против семьи и несовершеннолетних,
здоровья населения и обшественной
мира и
нравственяости. основ конституционного строя и безопасности государства,
безопасности человечества, а также против общественной безопасности,
и особо
- не ип,Iеюtцее неснятой или негlогашенной судимости за умышленные тяжкие
тяжклIе преступления;
органом
порядке;
не признанное недееспособным в установленном федеральным законом
не имеющее заболеваний, rIредусмотренных IIеречнем, утверждаемым федеральным
исполнительной власти, осушествляющим функции tlo выработке государственной
пOлитики и нормативно-правсвому регулированию в области здравоохранения;
1,5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты
(для госуларственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.6. В своеЙ деятельнОсти учитель руковОдL:твуетсЯ должносТной инструкшией,
Российской
составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами
касаюшимся
Федерации) указами Президента, решениями Правительства РФ по вопросам,
образования и воспитаниr{ обучающихся. Также, педагог руководствуется:
Федераrrьным Законом <Об образовании в Российской ФеДеРаШИШ J\Ь273-ФЗ;
Законом Республики Северная осетия-Алания от 27 декабря 2013 г. N 61-рз "об
образовании в Республике; нормами сп2.4,3648-20 <<Санитарно-эпидемиологические
и
требования к оргаЕизациJIм восгIитания и обучения, отдыха и оздоровлеЕия детей
-
молодежи)):
к
}Iормами СанПиН 1,.2.з685-21 <<Гигиенические нормативы и требования
среды обитания>>;
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
-
административным, труловым и хозяйственным законодательством Российской
Федерации;
основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
- Уставом и лок{tJIьными правовыми актами" в том числе Правилами внутреннего
трудового распорядка, приказами и распоряжеЕиrIми дФектора обrцеобразовательной
организации:
- требованиями Фгос основного общего образованиrl и среднего общего
-
образования, рекомендациJIми по их применению в школе;
правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
-
-
трудовымдоговороммеждуработникомиработодателем;
инструкцией по 0хране труда для }п{ителя;
Конвенцией ООН о правах ребенка,
.
Учитель должен зЕать:
- основы обшетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения
(педагогика,
педагогических, научно-методических и организационноуправленlIеских задач
1.7
АпVSсаппеr
.ихOлогиrl, возрастная физио;tогия; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
- преподаваемый предмет в пределах требований фелеральных государственных
образовательных стандартов и основной общеобразовательной про|раммы, его истории и
места в лtировой культуре и науке;
программы и учебники по преподаваемому предмету;
- теориF11 и методЫ управленlм образовательными системами, методику уlебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборулованию учебных кабинетов и
подообных помешениЙ к ним. средства обучения и их
дидактические возможности
- историю. теорию, закономерности
функuионирования образовательных систем.
жизни
и гIринципы IIостроения и роль
и место образования в
личности и обirlества;
технологии реализации
современные педагогические
компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучаюrцихся;
педагогические закоЕOмерности организации образовательного процесса;
- методы и технологии rrоликультурного, дифференцированного и развивающего
обучения;
- основные закономерности возрастного развития, ocнoBнbie IIризнаки откJIоне}{ия в
рitзвитии детей, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их вOзможные девиации, а такж9 основЫ
их I1сиходиагностики:
-
теория и технологии учета возрастных особенностей обучающИхСЯ;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социаrIьных сетff(;
- пути достижения образователы{ых результатов и способы оценки результатов
обучения;
- основы методики преrIодавания, основньlе принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
рабочую про|рамму и методику обучениlI по данному lrредмету;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социаJIьно-
:i
11сихологических особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
- основные закономорности семейных 0тношений, позволяюIцие эффективно
работать с родительской обrцественностью;
- социitJlьно-психологические особенности и закономерности ра3вития детсковзрослых сообществ;
-
приоритетные направJrения развития образовательной системы Российской
Федерации и р{ввития образовательной системы РСо-Ацания, законов и иных нормативных
правовых актOв, регламеЕтирующих образовательную деятельность в Российской
Федерации" нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи, федера,тьных государственных образовательных стандартов ДошКОЛЬНОГО,
начаjIьного обrцего, осt{овного общего, среднего общего образования, законодательства о
правах ребенка, трудового законодательства;
Апуýсаппеr
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и моJlодежи;
-
Конвенцию о правахребенка.
основы экологии. экономики, социологии;
трудовое законодательство;
IIравила внутреннего распорядка:
правила по охране труда lt требования к безопасности образовательной среды
Апуýсаппеr
1.8.
Учитель должен уметь:
- владеть форп,rами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки Учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
-
объекгивно оцеЕивать знания обучаюш{ихся на основе тестированиЯ и ДрУГиХ
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- гlроводить учебные занятия по учебной дtIсциплине, опираясь на досТиЖенI,I;I в
об;lасти педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьнОЙ
гигиены, а также современных информационных технологий и методик обУчениЯ;
плаFIировать и осуlцествлять учебную деятельность в соответствииQ основной
-
обшеобразовательЕоI1 программой;
_
обеспе.tить выполнение рабочей программы;
организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую;
разрабатывать и реа,тlизовывать проблемное обучение, осуществлять свяЗь
обучения по предмету (курсу, программе) с uрактикой, обсуждать с обучаюlциМиСя
-
актуалпьные события современности;
_
осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образоватеЛЬноМ
процессе;
_
использовать современные способы оценивания в условиях информаЦионнокоммуникационных технологий (ведение электронных форпл
документации, в том числе электронного журнала и обучающихся);
- использовать разнообразные формы, приемы, методы
обучения, в том числе по индивидуrlJIьным учебным планам,
курсаý{ в рамках федеральных государственнБIх образовательных
дневников
и средства
ускоренным
стандартов основного обrцего образованш{ и среднего общего образованиJI;
- владеть основами работы с текстовыми редакторами) электронЕыми таблицаМИ,
эпектронной почтой и браузерами, мультимедийнып.л оборудованием;
- осваивать и применять современные психолого-педагогические
технологии,
основанные на знании законов развития личности и поведения в реаJIъной и виртуа,чьной
среде;
владеть методами убеждения. арryментации своей гtозиции,
-
устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителяМи
(законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;
- владеть технологиями диагностики причин конфлиюных сиТУаЦий, иХ
профилактики и разрешения;
- исполъзовать и аrrробироватъ специальные rrодходы к обучению в целях включения
в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностяМи В
образовании: обучаюtцихся. rrроявивших выдающиеся способностлл; обучаюЩихся, Для
котOрых русский язык не является родным; обучающихся с о|раниченными возможностями
здоровья;
вJIадеть ИКТ_компетентностями:обшепользовательская
ИКТ- коN,lпетентЕость,
общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметноfIедагогическая ИКТ-компетентносТЬ
щ
(отражакrщая профессионiLльнуо ИК Г- компетентность соответствуюrцей области
tIеловеческой
-
деятельвости)
;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детейt.
половозрастных
-
и индивидуальных
сlсобенностей;
общаться с детьми_. признавать их достоинство, понимая и принимая их;
управлять учебными груlrпами с целью вовлечения обучающ}tхся в процесс
обучения и воспитаЕия, мотивируя их учебно-познавательную деятельнссть;
анаjIизировать реальное состояние дел в учебной групrIе. поддерживать в
детском коJIлеюиве деловую, дружелюбную атмосферу;
- защишать
достоинство
и интересы
обучающихся!
гIомогать
детям,
оказавшимся
в
конфликтной ситуации иl или неблагоприятных условиlлх;
- находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися,
-
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами
в решении воспитательных задач;
-
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реаjIьных учебных возможностей, особенностей в поведении,
-
состояния психического и физического здоровья;
-использовать в практике своей работы психологические подходы: культ_yрноисторический, деятельностный и развивающий;
- осуществJIять (совместно с rrсихологом и другими специtLпистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных прOграмм;
- понимать документацию сшециалистов (психологов. дефектологов, логопедов и
т.л.):
-
оказывать первую помощь пострадавшим, знать rlорядок действий при
возникЕовении rrожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в
общеобразовательной организации.
1.9.
Учителю запрещается:
оказывать платЕые образовательЕые услуги обучаюцимся в данной организации,
если эго приводит к конфликту интересов учителя,
-
-
использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принужления обучающихся к принятию политических} религисзных или инь]х убежлений
либо откzlзу сlт них, для рalзжигания соци;ьтьной, расовой, национальной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо
неполноценность граждан по признаку соци€шIьной, расовой, национальной, религиозной или
языковой гrринадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения
обучающимся недостоверных сведений об исторических, о националь}{ых. религиозных и
культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям.
противоречаш{им Констиryции Российской Федерачии.
2. !олжпостные обязанности
АпуSсаппеr
на r,чите-tlя возлагаются следуюrцие должностные обязанности:
2.1. Формирование обшекультурных комгIетенций и fIонимания места
предNlета в обшей картине мира.
2.2. Опрелеление на основе анализа учебнолi деятельности обучающегося
контексте) способов его
оптимаr]ьных (в том или ином 11редметном образовательном
обучения, воспитаншIи р€ввитиJL
2.з. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными
процесса (педагог-психолог,
представителями), другими участниками образовательног0
и
и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабо1ка
учитель-дефекто"ltог, методист
I{ндивидуального образовательного маршрута и
реiLтизация (при необходимости)
индивидуаJIьной программы развития обучающегося,
2.4. Планирование специализированного образовательного процесса для группы,
спOсобностями
класса иlилиотдельных контингентов обучающихся с выдающимися
типовых
иlилиособыми образовательными tIотребностями на основе имеюшихся
обучаюшихся,
программ и собственных разработок с учетом специфики состава
уточнение и модификация планирова}lия,
как
Применение специаль}lых языковых программ (в том числе русского
навыков
иностранного), программ повышения языковой культуры и развIlтия
2,5,
поликультурного общения.
2.6. Орrанизация олимпиад, конференций" турниров математических и
JlиtIгвистических игр в школе и другое,
2,7. Разработка и речtлизация программ учебных дисциI1лин в рамках основной
общеобразователъной программы.
с требованиями
2.8. Осушествление профессиональной деятельности в соответствии
образовательных стандартов дошколъного, начаJIьного
фелера-тьных государственных
обrl{его, основного общего, среднего общего образования,
2.g.ПланированиеипроВеДениеУчсб}rыхЗаняТий.
2.10. Систематический анализ эффеюивности учебных занятий и подходов к
обучению.
ОрганизацшI, осушiествление коЕцроJUI и оценки уч9бных достижений,
программы
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
2.||.
обучающимися.
2.|2. Формирование мотивации к обучению,
2,|э . Ведениеоогласно IIриказу Министерства гIросвещеЕи,IРоссийской
подготOвка
Федерацииот б ноября 2024 г. Ns 779 <Об утверждении перечt{JI документов,
основных
которых осушIествляется rrедагогическими работtликами rrри реаJIизации
среднего
общеобразовательных программ, образовательных rrрограмм
профессионального образования>>
- Рабочей программы учебног0 шредмета, учебного курса (в том числе
:
Аtrуýсаппеr
внеурочной
деятельности),
-
учебного
N{одуля;
Itурна,ча учета успеваемости
- Жу,рнала в[{еурочцой деятельности(для педагогических работников,
осуществляющих вЕеурочную деятельность).
2.\4. абъективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реtLтIьными учебными возможностями детей.
2.|5,
Регулирование поведеЕия обучающихся для обеспечения безопаоной
образовательной среды.
2.16. Реализация современных, в том числе интерактивных, фор* и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной
деятельности.
2,17. Постановка воспитательных
целей, способствующих развитию
обучающихся. независил,Iо от их способностей и характера.
ОпределеЕие и ооблюдение четких rrравил поведения обучающимися в
2.18.
соответствии с уставом образовательной организации и правилами вну!реннего распорядка
образовательной организации.
2.19, Реализация воспитательных возý{ожностей различных видов деятельности
ребенка (учебной. игровой" труловой, спортивной, художественной и,г.д,).
2.20. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации.
2.21.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности.
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции. способности к
труду и жизни в условиях современного мирц формирование у обlчающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни;
2.22. Формирование
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
2.2З. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
помощь семье в решении
вопросов воQпитания
ребенка.
2.24.
Выявлеr-Iие в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучаюrцихся, связанных с особенностями их развития.
2.25, Оценка тrараметров и проектирование психологически безопасной и
комфортноЙ образовательной среды, разработка программ профилактики различных
форм насилиlI в школе.
2.26. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей
},ровня и динамики развитлtя ребенка.
2.27. Освоение и применение психолого-педагогических техЕологий (в том числе
иНКлЮЗивных), необходимых для адресноЙ работы с различными контингеЕтами
учащихся: одаренные дети, сOциilJIьно уязвимые дети, дети, попавI]Iие в трудные
ЖиЗненные сиryации, дети-ми|ранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицrга внимания и гиперактивностью и
сграниченными возможностями здоровья, дети с девиациями гIоведениlI.
дети с зависимостью,
2.28, Оказание адресной помощи обучающимся.
Др,), Дети с
Апyýсаппеr
психолого- медико_
в
2.29. Взауrмодействие с д)угими специаlrистами рамках
педагогического консилиума,
с
споциiшистами) И РеаJIIИЗациJI совместно
2.30. Разрабо,гка (совместно с другими
индивидуального развития
(законными представителями) программ
l
родителями
ребенка.
2'3I'РазвитиеУобУчаюlцихсяпоЗнаВаТельнойактиВносТиосаМосТояТеЛЬ}lосТи'
инициаТиВы,ТВорческихспособностей,формлtрованиеГражДанскойпоЗИЦии'
современного мир4 формирование у
способности к труду и жизЕи ts условиях
обучающихсякУлЬТУрЬiЗДOроВOГоибезопасногообразажиЗни.
универс{IJIьных учебных
2,32. Формирование и реализация программ развития
поведения в мире
социального поведения, навыков
и
ценностей
образчов
действий.
ВирТУаЛЬнойреальностиисоЦиа"тIъныхсетях'формированиеТолераЕТносТиипоЗитиВных
образuов полик}iльтурного обшения,
2.33.ФормироВаниесисТеМырегУляцииtIоВеДенияиДеяТельносТи
обучаюrцихся.
2.34.
и этических норм, требований
Соблюдение гIравовых9 нравственных
профессионалъной этики,
3. IIрава
Российской Федерапии
з^хна всепредусмотренЕые законодатеJIъством
врем€ни;
^^хк^х^хи"гельностъ рабочего
образование по профилю
на дополнитеJIьное профессионаJIъное
чем один раз в три года;
педагогической дсятельности не реже
.
наежегоДныйосновнойУДлиненныйошлачиваемыйоТпУск,
Правительством Российской Федерации;
продолхмтельность которого оI1ределяется
.наДлителъныйоТпУсксрокоМДооДноГоГоДанережечеМчереЗкажДые
десять лет непрерывной педагогической рабозы,
шенсии по старости:
на досрочное назначение трудовой
по договору
- на IIредоставление вне очереди жилого помещения
в
состоит на учете в каqестве нуждающегося
(если
найма
работник
социальцого
жилом помещении):
специаJIизированного
- а предоставление жилого помешениJI
жилищного фонда:
-напредосТаВ".IенIлеко}IПенсаЦllирасхоДоВнаоПлаТужиЛоГошомещениJ{.
в ceJbcкI,{x населенных
tr
отоп.lенIlя }{ освешенtiя (,],lя про/+iIlваюшII\ работаюrцllх
АпчSсаппеr
пунктах, рабочих ilоселках (поселках городского типа);
на оплату дополнительнь]х расходов на медицинскую, социацьную и
проф9ссионацьную реабилитацию в случаях повреждения здоровья
вследствие несчастного случая на производстве либо получения
профессионаJIьного заболевания.
J,,
з.2. Требовать от руководства образовательной организации оказания
содействия в исполнении своих профессионалъных обязанностей и
осуrriествлении прав.
3,3. ТРебОвать от руководства создания условий для выполнения
профессионаJIьных обязанностей, в том числе шредоставления необходимого
оборулования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарногигиеническим правилам и нормам.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной
организации, касающимися его деятельности.
З.5.
з
-6.
Повышать свою профессионаJтьную квалификацию.
Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Росоийской
Федерации.
4.
ответственность
учитель несет ответственность:
За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым
4.1.
законодательством Российской Федерации.
4.2.
2 За совершенные в tIроцессе осуlцествления своей деятельности
правонарушения - в пределах, определенных действующим административным"
уголовнЫм и гражДанскиМ законодаТельствоМ Российской Федерации.
4.з. За причинение материiL,Iьного ущсрба работодателю - в пределах.
определенных действующим трудовым и гражданским закоЕодательством Российской
Федерации.
AnyScanner
С должностными инструкциlIми ознакомлен(а)
1. Самаева
о.Б.
2.Батырова А.С.
3.Кадохова Т.А.
: