согласовано
председатель
с.Толрлл1 /
/,ka -"
лрофсоюза
Утверlкдаю:
мБоу сош
tCocpaHoBa З.Э/
Протоф;.,\Ъl от 25.09.2025
г.
р.с./
.09.2025 года
1,
ýолжшостнаrr иЕструкция учителя физикЕ
Настоящая доJI]кноýтная инструкциJI разработана и утверждена в соответствии с
положениr{ми Трулового кодекýа РоссиЙскоЙ Федерации, Федера.пьного закона от 29
декабРя 2012 г. N 273-ФЗ "0б образовании в Российской'Федерации",и приказа
Министерства труда и соци€Lпьной защиты РФ от 18 окгября 2аВ г. N 544н "Об
Угверждении профессионапьног0 стандарта "Педагог (педагогичеýкаfl деятельность в
сфере дошкольного, ЕачiшIъного общего, основIIого общего, среднего общего
образованr,ш) (воспитатель, учитель)", приказом Министерства здравоохрацения и
соЦиаJIьIIого р{Lзвитиr{ РоссиЙскоЙ Федерации от 26 авryстаzаЮ г. N 761н "Об
УтВержДении Единою квiulификационного справочника доjDкцостеЙ руководlтгелей,
специалистов и сJryжащих, рЕ}здел "Квалификационные характýристики должностей
просвеIцения Российской Федерации
работников образования'i, приказом Министерства
от б ноября 2а24 г, N 779 "Об угверждении перечшI докумеIIтов, подготOвка которых
осу ществrulется педа гогиtIес кими работниками при реiLпизации основнъгх
общеобразовательцых про{рамм, образовательных про{рамм среднего профессионiLпьного
образования" и иных нормативно-правовых актов, реryлируощш( трудовые
гц)авоотношениrt.
1. Общие положения
1.1. Учитель относится к категории педагогических рабсlтников и нешосредственно
подчиняется директору.
|.2, Учитель назначается на должнOсть и освобождается сlт нее приказом директора.
1.3. Требования к квалификации: высшее образование или среднее
профессиональнOе образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
Высшего образования и специальЕостеЙ среднего профессиоЕа],Iьного образования
<Образование и педагогические науки) или в области, соответствуrощей преподаваемому
ПредМету. либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
ДоПоЛните.цьное профессионtLтьное образование по }rаIIравлению деятельности в
образовательной организации без предъявления требований к опыту практической работы.
t.4. На должность учителя в соответствии с требованиями статьи З31 ТК РФ
Еазначается лицо:
- не лишенное гIрава заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступиtsшим в законную силу приговором суда;
-
не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному
ПресЛеДованию (за исключением лиц. уголовное гrреследование в отношении которых
fiРеКРаЩено по реабилитирующим основаниям) за гrреступления против жизни и
ЗДороВья, свободы, чести и достоиЕства личности (за искцючением незаконноЙ
ГосПитitJIизации в медициЕскую организацию, оказывающую fiсихиатрическую
АпySеаппеr
помощь в
стационарнЬlхУслоВиях.икЛеВеТы).полоВойнеПрикосноВенносТииПоЛовойсвобоДы
личносТи'гlротиВсеМьиинесоВершенЕоЛеТtlих.ЗДороВЬянасеЛениялrобrцественноЙ
и безопасности государства, мира и
нравственности, основ конститу-ционного строя
безопасности
человечества?
а также
гlротив
общественной
безопасности:
.неиМеюшеенеснятойилинепогашеннойсуДиМостизаУмышленныеТяжкиеиособо
тяжкие преступJIения:
закоЕоN{ порядке;
не 11ризнанное недеесгrособным в установленноN{ федершrьным
- не i{меющее заболеваЕий, шредусмотренЕых перечнем, утверждаемым федеральным
по выработке государственной
органоМ ис1,олниТельноЙ власти, осуществляюшим функции
в области здравоохранения ;
поJIитикИ и норматИвно-ilравОвому реryлированию
иностранные агенты
1.5. К занятию педаI-огической деятельностью не допускаются
организаций),
(лля госуларственных и муниципальных общеобразовательЕых
инструкцией,
1.6, В своей деятельЕости уt{итель руководствуется должностной
Констиryцией и законами Российской
составленной В соответ,ствии с профстандартом.
Правительства РФ по вопросам, касающимся
Федерации, указами Президента, решениями
педагог руковOдствуется :
образоваЕия и воспитаниJ{ обучаюrчихся, Таюке,
Федерачии> Ns273_Ф3;
Федера,.rьным законом <об образовании в российской
-
-ЗакономРеспУбликиСевернаяосетия-Аланияот2.7декабря20l3г.N6l.РЗ''об
<<Санитарно-эпидемиологические
образовании в Республике: нормами сп2.4.з648-20
отдыха и оздоровлениJI детей и
требования к организациJIм воспитания и обучения,
молодежи);
к
- нормами СанПиН |,2.3685-2l <<Гигиенические нормативы и требования
человека фаюоров среды обитания>;
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
Российокой
- админисч)ативным, трудовым и хозяйственным законодательством
Федераuии;
и гигиены;
основами педагогики, психологии, физиологии
внутреFIнего
- Уставом и локfutьными правовыми актами, в том числе Правилами
обrцеобразовательной
трудового распорfiдка, приказами и распоряжениями директора
организации:
-
требованиями
Фгос
образованиJI, рекомендациями
основного обцего образования и среднего обшего
по их применению в школе;
-праВиЛамиинорNtаМиохраныТрУДаиIIожарнойбезопасЕосТи:
-ТрУДоВымДогоВороМмеЖДуработникомирабоТоДаТелеМ;
инструкцией по охране труда для учителя;
Конвенцией ООН о правах ребенка,
-
.
Учитель должен знать:
дJIя решения
- основы общетеоретических дисцигlлин в объеме, необходимых
задач (педагогика,
педагогических, научЕо-методических и организационноуправлеrтческих
1.'7
Anrl$canner
методика преподава}rш{ tIредмета );
1сихоЛоГия. возрастная физиологиJI: шкOльная гигиена;
- преподаваемый предмет в предеjIах требований федераJIьных государственных
и
и основной общеобразовательноii программы, его истории
образовательных стандартов
места
в мировой
к}iльтуре
и науке;
прOграммы иучебники по преподаваемому предмету,
- теориЮ и методЫ управлеНия образОвательнЫми систеМами, метОдику уrебной и
кабинетов и
воспитате.ltъной работы, требования к оснащению и оборулованию учебных
подсобных поN,Iешений к ним, 0редства обучениJI и их
-
дидактические возмокности
- историю, теорию, закономерности
систем, жизни
функчионированиJ{ образовательных
и принципы IIостроения и роль
и N,{есто образования в
личности и общества;
технологии реiшIизации
современные педагOгические
комгIетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальЕых
особенностей обучаюшихся;
процесса;
педагогические закономерности оргаЕизации образовательного
- методы и технологии попикультурного, дифференцированного и развивающего
обучения;
-осноВныеЗаконОМерносТиВоЗрастноГоразВИТия'осноВныеПриЗЕакиоТIсцоненияв
социализация личЕости, индикаторы
развитиИ детей. стадиИ и кризисЫ развития,
а также основы
индивидуальных особенностей траекrорий жизни, их возможные девиации,
их психодиагностики;
теория
-
технолtrl,ии учета возрастных особенностей обучаюшихся;
законоплерностей
осI{овы психодидактики, поликультурного образования,
рl
поведения в социальных сетях;
- гryти дOстижения образоватеJIьных резу.ltьтатов и способы оценки результатов
обучения;
-осноВымеТоДикипреПоДаВаНИЯ.осноВныепринциПыДеяТельЕосТнOГоПоДхоДа'
ВиДыиПриеМысоВременныхilеДаГоГиЧескихтехнологий;
обуче}lия по данному предмету;
рабочую tIрограмму и методику
- закономерности формироваIIия детско-взрослых сообrцеств, их социальЕои г{одростковых
психологических особенности и закономерности развития детских
сообществ;
-
эффективно
основные закономерности семейных отношений, позволяюшие
работать с родительской сrбщественностью;
- социалЬно-психоЛогические особеннОсти И закономерностИразвитиJI детсковзрослых сообществ;
Российской
приоритетные Еаправления развития образователъной системы
законов и иных нормативtiых
Федерации и развития образовательной системы РСо-длания,
в Российской
правовых актов, регламентируюlцих образовательную деятельность
и воспитания детей и
Федерации, tl6рмативных документов по воtIросам обучения
молодежи, федеральных государственных образователъных стандартов дошкоJlьного,
законодательства о
начаJIьного общего, основного обrцего, среднего общего образования:
правах ребенка, трудового законодательства;
-
-
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
Конвенцию о trравахребенка,
основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство:
правила внутреннего распорядка;
Правила rlо охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
АпуSсаппеr
1.8.
Учитель должен уметь:
- владеть формап,rи и методами обучения, в том числе выходяIцими за
рамки учебных
занятиri: проектная деятельность. лабораторные эксперименты. пOлевая
практика и т.t{.;
- объективно оценивать знания обучаюшихся на, основе тестирования идругих
методоВ контролЯ в соотвеТствиИ с реальнЫми
учебнЫми возмоЖностями детей;
- проводртть учебные занятия по учебной дисциплине, опираясънадостижения в
области педагогической и психологической наук, возрастной
гии ишкольной
физиоло
гигиены, а также совремеЕных информационных технологий ll методик
обучения;
- планировать и осуществлятъ учебную деятельность в соответствии с основной
общеобразовательной программой:
-
обеспечить выполнение рабочей программы;
организовать самост,оятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую;
-
разрабатывать и реаJIизовывать проблемное обучение, осуществлять связь
обучения rIо предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися
актуацьные события современности;
-
осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном
tlроцессе;
-
исIlользовать современные способы оценивания в
услOвиях информационнокоммуIrикационных технологий (ведение эле}(Iронных
форм
докуменТации' в тоМ числе электронНого жypнilJla и обуЧающихся);
- использовать разнообразные формы, приемы, методы
обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам.
kypcaNl в раý{ках федераuы{ых государственных образовательных
дневЕиков
и средства
ускоренным
стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
- владеть основамиработы стекстовымиредакторами, электроннымитаблицами,
электронной
_
гlочтой и браузерами"
мультимедийным
оборудованием;
осваивать и применять современяые психолого-педагогические технологии.
основанные на знании законов развития личности и поведения в
реаJIьной и виртчальной
среде;
владеть методами убеждения, арryментации своей fIозиции,
- устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями
(законными представителями), другими педагогическими и иными
работниками;
- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
- использоватъ и апробировать специаJIьные подходы к обучениIо в
целях включения
в образовательный процесс всех обучающихся, в том LIис"це с особыми
потребностями
в
образовании: обучающихся, проявивших выдаюш]иеся способности; обучающихся,
для
которых русский язык не является
родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья:
владеть Икт-компетентностями:обrцепользовательская
икт- комrrетентность,
общепедагогическая Икт-компетентность. предметнопедагогическrш
Икт-компетентность
(отражаюrцая профессионitJ'Iьную ИК Г- компетентность соответствующей
области
челоRеческой деятельности) ;
-
строить воспитательную деятельность с учетом культурныхразличийдетей.
половозрастных и индивидуilillьных особенностей ,
-
обlцаться
детьми, признаваТь ихдостОинство, fIонимая и шринимая их;
- уIIравJIять учебными группами с целью вовлечения обучающIжся в процесс
обуrения и воспитания" мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
С
анализировать peatJlbнoe состояние дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
_ защицать
достоинство и интересы обучающихся, помогать детям. 0казавшимся в
конфликгной ситуации иl или неблагоприятных условиях;
- находить ценцостный аспект
учебного знания и иrrформации обеспечивать его
понимание и переживание обучаюrrlимися;
- владеть методами организации экск},рсий, походов и эксшедиций
и т.п.;
_ сотрудничатъ с
Другими педагогическими работниками и другими специfuчистаN{и
в реIIIении воспитательных задач;
влалеть профессиональной установкой на оказаЕие помощи любому
ребенкч вне
зависимости от его ре€шьных учебных возможностей, особенностей в поведении,
состояниlI психического и физического здоровья;
-
-использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
осушествлять (совместно с психологом и другими специzLIIистами) психолог11педагогическое сопровождение оснOвных общеобразовательных lrрограмN,I;
-
-
т.д.);
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и
- оказывать первую помощь гIострадавшим, знать порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайноil сиryации и эвакуации в
общеобразователъной организации.
1.9.
Учителю зашрещается:
оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации.
если эго приводиг к конфликту интересов учителя;
-
использовать образовательную деятельность для политической агитации.
принуждения обучающихсЯ к принятИю политИческих,
религиозных или иных убеждений
либо отказУ от них, для разжиганиJ{ социrL,Iьной.
расовой. наtдиоttа,чьноri или религиозноli
розни. для агитации, лроftагаядирующей исtотючительность, превосходство либо
неttолноЦенность |раждан по признаку социrlJIьной,
расовой, национ€lJIьной, религиозной или
языковой IIринадлежности, их отношениJI к
религии, в том числе посредством сообщения
обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национzlJIъных.
религиозных и
культ},рнЫх традиIIИJIх народОв, а также для побуждения обучающихся к
действиям,
противоречашим Конституции Российской Федерации.
-
2. ffолжностные обязанности
А,пyýсаппеr
на учителя возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Формирование обшдекультурных компетенций и понимания места
предмета в обtцей картине мира.
2.2. Определение на основе анiLциза учебной деятельности обучаюrцегося
опти\,{ittьных (в том или ином предметном образовательном KoI{TeKcTe) способов его
обучения. воспитанияи ржвития.
2.з. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участ}lиками образовательЕого процесса (педагог-tIсихолог,
и
учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развитиJI, разработка
маршрута и
реаlизацшI (при необхOдимости) индивидуального образователъного
индивидуальной програмý{ы развития обучающегося.
2.4. Планирование специализированного образовательного процесса для группы.
класса иlилиотдельных контингентов обучающихся с выДаЮuIиМИСЯ СПОСОбНОСТЯМИ
иlили особыми образовательными потребностями Еа основе имеющихся типовых
програмN{ и собственных разработок с учетом специфики состава обучаюrцихся,
уточнение и модификация rrпанирования.
Применение специальных языковых программ (в тошr числе русског0 как
иностранного), программ повьlшения языковой культуры и разtsитиJI навь]ков
2,5.
шоликультурного обшIения.
2.б. ОргаЕизация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и другое.
2.7. Разработка и реаJIизация rrрограмм учебных дисциrrлцн в рамках основной
обrцеобразовательЕой програпямы.
2.8. ОсуществлеЕие профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
начального
федеральных государственных образовате;]ьных стандартов дошкольногоо
обшего, основного общего, среднего общего образования,
и проведение учебных занятий,
Систематический анализ эффекгивности учебвых занятий и I1одходов к
2.9. Планирование
2.10.
обучению.
2.11.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоениJл основной образовательной программь1
обучаюшимися.
2.12. Формирование мотивации к обучению.
2.1з. Ведениесогласно rrриказу Министерства просвещенияроссийской
Федераuииот б ноября 2024 г. ]\Ъ 779 <Об утверждении llеречня документов. подготовка
которых осуtцестВляется педагогиЧескими работниками при реализации основных
общеобразовательЕых программ. образовательных rrpolpaмM среднего
лрофессионацъного образованлiя>>
- Рабочей програ},I\{ы r,чебного преJ\Iета. 1,чебного кYрса
:
(.в
том числе
дпvýrаппрr
внеурочной деятельности), учебного модуля:
Журнала учета успеваемости
-
Журнала внеурочной деятельности(для педагогических работников,
осуществляющих внеурочную деятельность).
2,I4. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контрOля в соответствии с реальными учебными возможностям}t детей.
2,|5.
Регулирование IIоведеFIия обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды.
2.16.
Реа,'tизация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, исrrользуя их как на занятии. так и во внеурочной
деятельности.
2,17, Постановка вOсfIитательных
целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера.
2,18. Определение и соблюдение четких правил поведениlI обl^rающимися в
соOтветствии с уставом образовательноЙ организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
2.19. Реа_lrизация восгIитательных возможностей различных видоts деятельности
ребенка (учебной" игровой, трудовой, спортивной, художественной и т,д.).
2.20. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации.
2.2|.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности"
иЕициативы, творчсских способностей, формирование гражданской позиции, способности к
ТрУду и жизни в условиях современного мира. формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни;
2.22. ФормироваЕие
навыков поведения в изменяющейся
поJIикультурной среде.
2.2З. Использование конструктивных Rосrrитательныхусилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вогIросов воспитания
ребенка.
2.24,
ВЫЯВление в ходе ваблюдения поведенческих и лIILIностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития.
2.25. аценка параметров и проектирование психологически безопасной и
ксlмфортноЙ
образовательной
среды, разработка программ
профилактики
различных
форм насилия в школе.
2.26. Применение инструментария и
N,{етодов
диагностики и оценки показателей
}poBIrjI и динаN{ики развития ребенка.
2.27, Освоение и приN{енение психолого-педагогических технслогий (в том числе
инкJIюзивных), необходимых для адресноЙ работы с различными контингентами
учащихся: одаренные дети, соци€Lпьно уязвимые дети, дети, попавшие в трудЕые
ЖиЗненные ситуации. дети-мигранты. дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, детI] с синдромом дефиuита внимания и гиперактивностью и
дР.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациlIми поведения"
дети с зависимостью.
2.28. Оказание адресной помощи обучающимся.
Апуýсаппеr
2,29. Взаимодействие с другиN{и специ{}JIистами в рамках психолого- медико,
педагогического консиJIиума.
2.30, Разработка (совместно с другими специiLчистами) и реаJIизация совместно с
родlrте-rlямrt (законными представителями) программ индивидуtI,IIьного развитиJI
ребенка.
ы
2.з|.
Развитие у обучающихся познавательной активности; самостоятельности,
инициативы. творческих способностей, формирование гражданской позиции.
1руду и жизни в условиях современного мира. формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
способности
К
2.32. Формирование и реilлизация програмN{ развития универсальных учебных
действий, образшов и цеЕностей социального поведениJ{, навыков поведения в мире
вирт_Yальной реальности и социальных сетях, формироваЕие толерантности и позитивных
образuов поллIкультурного общения.
2.33.
Формирование систеь{ы регуляции поведения и деяТеЛьносТи
обучающихся.
2.з4,
Соблюдение правовых, нравственнь]х и этических норм, требований
профессиональной этики.
3. Права
З^ХFIа всепредусмотренные законодателъством Российской Федерации
МХк^Х^Хительность рабочего времени;
дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
. на
на ежегодtrый основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
fiродолжИтельнOстЬ которогО определlIется ПравИтельством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической рабозы.
на досрочное нч}зt{ачение трудовой rIенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помешения IIо догоtsору
социаJ-Iьного найма (если работник
жилом помешlении):
состоит на учете в качестве нуждающегося
в
- а предоставление жилого IIомещения специализированного
жилищЕого фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилог0 I1омещения,
отогI.IIения и освешения (дrя проiкиваюIцих и работающих в сельских наСеЛеННЫХ
Апуýсаппеr
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа):
на огIлату дополЕительньiх расходов на медицинскую, социальную и
профессионzlJIьнук) реабилитацию в случаях повреждения здоровья
вследствие несчастного случая на производстве либо получения
профессиончlJIьного забоJIевания.
З,2. Требовать от руководства образовательноЙ организации окаЗаниЯ
содействия в исполнении своих профессиональных обяЗаННОСТеЙ И
осупlествлении прав.
з.з, Требовать от руководства создания условиЙ для выпоЛненИЯ
профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого
оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствуюtцего санитарногигиеническим IIравилам и нормам.
з.4. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной
организации, касающимися его деятельности.
3.5.
3.6.
Повышать свою профессионtl;rьную квалификацию.
Иные права. предусмотренЕые трудовым законодательством Российской
Федерации.
4. ответственнOсть
учитель несет ответственность:
4.1. Занеисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмОтренныХ настояtцей инструКцией, - в предеJIах, оlrределенных трудовым
законодательством Российской Федерации.
4,2.
2 За совершенные в процессе осуществления своеЙ деятельЕостИ
правонарушениrI - в пределах, определенных действующим административным?
уголовнЫм и гражЛанскиМ законодаТеJIьством Российской Фелерации.
4.3.
За причинение материального ущерба работодателю - в пределаХ,
определенных действующим трудовым и граждаЕским законодательс"tвом Российской
Фелераrrии.
АпуSсаппеr
С должностными
ознакомлен(а)
СоколоваР.С.
Апуýсаппеr