+ принято на Педагогическом совете МБОУ СОШ шротокол crT<< 08 >> УТВЕРЖДЕНО СОГJIАСОВАНО с, Толдзгуrr а2.2022 r. JS4 с Советом шкоJш МБОУ СОШ с. Толдзry}r >п02.20 -Й_r.u. < 08 приказом директора МБОУ СОШ г.Ns2 с. Толдзгуr 2а22r. "**r"-", положение о расписании учебных заIIятий МБОУ СОШ с. Толдзгун м 20li Т0^15ооч ý Ъ шьот сOtц сJоппзцн i .ý 2.\Ео.,"...d] 1. общпе положения. 1.1. Положение о режиме 1.лебньrх занятий разработан0 на основе ФедералъногС закона от 29 декабря 2аШ г. .hli: Z73-ФЗ <<Об образовании в Российской Федерации>, Приказ Министерства образоваIrия и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от З0 авryста ZO1З г. J\& 1015 г. Москва "Об )ryверждении Порядка организации и осуществлениrt образователъной деятельЕости шо оснсвным общеобр€вователъным программам - образователъЕым программам началъног0 общего, 0снOвЕого общего и среднего общего образования", СанитарногигиеЕиI{еских правил и нормативов <<Гигиенические требованшI к условиrIм обl"ления в общеобразовательньIх учреждению(} СанГIrаН 2.4.2.t178-10, Устава МБОУ СОШ с. Толдзryн 1.2. Настоящее Положение устаIIавливает режим МБОУ СОШ с. Толдзryн график посещениrI шкоJIы )п{астниками образовательного прOцесса и иными лицами. 1.3. Режим работы школы опрёдеJшется прикЕlзом администрации шкоды в начале 1^лебного года. 1.4. Режим работы школы, график посещеЕиlI школы }п{астниками образовательЕого процесса и иными лицами действует в течение 1чебног0 года. 1.5. Настоящее fiоложение регламентирует функциониров€lние uIколы в период организации образовательного процесса, каникул, летЕего 0тдьD(а и оздоровJIения обучающихся, атаюке график шосещениrI школы }п{астникаluи образовательного процесса и иными лицами. 1.6. Режим работы директоре шIколы и его заместителеЙ отrредеJuIется с }п{етом необходимости обеспечения руководства деятелъностъю школы. 1.7. Расписание уроков является основным документом, в соотвеtствии с которым осуществJuIется 1^rебный процесс. 1.8. В обржователъной оргаЕизации связующим звеном всей урочноЙ и внеурочной деятелъности педагогического колJIектива, фундаментом для развитиrI творчества в совместной работе ()п{ителъ + )rченик} является расЕисание занятиЙ один из оснOвЕъгх 0рганизационнъж документов, определяющий работу ОУ. 1.9. Настоящее Положение является локЕtJIъýым нормативным актом Учреждевия (далее - локаJIьный нормативный акт), регламентирующим организационные аспекты деятелъности Учреждения. 1.10. С целью ознакомпения с Еастоящr.ъл Положением УчреждениJI размещает его на информациOнном стенде в Учрежление и (или) на офици€tльном сйте Учрежде гrуIя в инфрмациоЕIIо-телекOммуникациOнЕой сети <<Интернео> Цели расшпсапия п}сков: - сOздание наиболее сптим€lJtьньгх обуrающихся; - условий обl"rения, воспита}Iия и развития сOздаЕие комфортных условий деятельности обl.rающихся и уIителей; организация нормшIьного эффективного режима функционироваЕкrI образовательной орг€ш{изащии. Режим работы по IIятидЕевной или шестидневной неделе oЕределjlется ОУ самостоя?ельно. В практической работе образовательной организации используется федералпъный базисный 1"rебный IшIaH, разработанный на основе федералъног0 компонента государствен}lсго стандарта общего образования, в котором устаI*авливаетgя соотношение между федеральным комгIонеЕтом, регионi}JIьным (национальнорегиоЕ€л.JIънъrм) комIIоýентом и компонентом образOвательной организации: федеральrшЙ компонент * не мене е 7 5 Yо от общего нормативнOго времени, отводимого на освоение основных образовательных процрамм общего образования; региоЕаlrьный компонент * не менее 10 %; компонент ОУ * не менее 10 %. Расписание устанавливает расгlOрядок занятий в течение дЕя, Еедёли,1.rлебного года. На его основе организуется внекJIассная и внешIкольнаlI работа, де}Iqaрство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных рOдительскlD( собраний, деятедъность r{еЕическI.D( организаций и связь с общественностъю, работа кружков и секций дополЕительного образования. ,Щпя создаЕиrI оптимЕIJIьньIх условий деятельности педагогиl{еского и )ленического коллективов и эффективности работы образователъной организации необходимо уIитывать требOваниrI к санитЕ)но-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению распиаан ия. (прuло?р ettue 1 ). При ооставлеЕии расписания в образовательной организации Jлитываются и интересы учац{ихýя, и социальнъй заказ рсдителейо и интересы )rчителей, и Еýтересы младшего обслуживающего персонапа. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расIмсания нацеливать на целесообразность орг€tнизации 1чебновоспитательного процесса (прtlло?tсенuе 2L При состаЕлении расписаниlI необходимо }лтитыватъ дневную и недельЕую кривую изменениlI работосrrособности учащкхся (прuлоuсенuе 3). LLIкольное расписание оценивается положительн0, если вьшOлцены основные требован ия (прuлоасенuе 4.) : -IIеравЕомерЕооть распределеЕия 1r.rебной нагрузки в течение недели; -одиЕ кгIи два (пикa>) (не более двр() расшределения недельной нагрузки, искJIючая понеделы{ик и субботу; -омн день с наименьшей учебной нагрузкой, миЕимаJIьная иаIрузка в конце недели {в субботу). 2. ответствеЕные Ответственным за составJIеЕие расfiисаýия по должýостным обязанностям явJшется заместитеJь директора по уrебно-воýrrитательной работе. 3. Порялок работы над расписанием Расгдлсание составJuIется од{н раз в год З.1. В течение года расписание может корректироваться {индивидуаJIьно цо классам) в ýвязи болезнью педагоrов и IIо другим уважителъным причиЕам. 3.2. СтабиJIъное расЕисание составлllgтся к 10 оентября. З.3. После составления расписаЕиrI он0 утверждается директорOм школы и соrласовываетýя ý цредседателем профсоюзного комитета шIкоJIы, Управлением образования. 3.4. ИспревJIеЁиrt в расписаЕии )лителями и }л{ащимися Ее доцускrlются. Праломеенае 1 Требования к санптарЕо-гнгиенЕческому режнму образовательного процесса В соответствии со ст.28 Федерального закона санитарЕоэпидемиологическом благопслучии населения> программы, методики и ре}кимы ВсýIIитаЕияи обучеflрх,l в части гигиенических требований доrryск€lются при наJIичии санитарно-эпидемиологического закJIючеýиJI о соответстtsии их санитарным правилам: гигиенические требования к максимаJIьным величинам образовательной Классы Максrцлалън0 допустиlчf м ауд}Iторнм ЕедельЁая Ёагрузка (в академических часах)* при б-ти дневной недеJIе, не более 26 5 зz 6 JJ ,1 8-9 rrри 5-ти дневкой неделе, не более 2l 1 2-4 <<О 2з 29 з0 Максима;ьяо доrrустrпльй недельньй объем нагрузки вн9уроц{ой деятеJьности (в zжадемических часах}* * независимо от продолжитеJшIOýти учебной ýедеJIи. не более i0 10 10 10 35 -r -/. 10 зб Jл, 10 10-11 5l з4 10 Примечапие: t МаксимальЕо допустимая ayltrlTOpHEIlI неделыIая Еа{рузка включает обязателънуtо часть rsебного плi}Еа Е часть учебного цлаЕа, формируеrчryто rlастЕЕкilh{и образователыIъD( отноlпекий. Ft Часы Bнeypo.rrroй дёятедьЕости могуf бытъ ремизов€tЕы как в течение уrебной цедели, так и в Iериод каникул, в вьD(одЕыq и нерабочие пр€lздниIшые д{к. Ввеурочпая деятеJIьность )рганизуется на добровоlьной основе в соответствии с выбором уqастЕиков образовательЕьж lтношений. о ч&Сы факулътативýьж, груIrповых и иIIдивидуапьньrх заЕrtтий должЕы вхOдЕтъ в объем максим€шъно дог{устимоЙ нагрузки; r про,щолжительность урока не должна превышжъ 45 минут; r уrебные занятия следует начинатъ }Ie ранее 8 часов; с в Е&чвJIьных кJIаýс€lх ImoTHocTb 1"rебной работы обуrающшrся на урOках по ОСнОВным предмФт;lь{ не дOлжна шревышать 80 %. С целью профилактики )rтомJIения, нарУшýниlI осанки, зрения об5..lающихся на уроках цроводятся физкулътминутки и гимнастика дJIя глаз при обуленин письLцa, чтению, математике; r р3ýII}Iс8ние уроков ссставJUIетýя отдельно для обязатФлъных и факультативнъD( занятий; . факультативные заIUffиrt следует шIанироЕать Еа дЕи с нЕlимеfiъшим количеством обязатýльньrх урокOв; l В Н&Ч€UIьньIх кJIассах сДВOенные Уроки не проВоДятся; 4 . дJu{ обуtающихся в 5*9-х класGах сдвоенные урокк допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения; о сдво€нные уроки по основным и профильным предметам для обуrающихся в 5* 9-х классах допускаются при условии их проведениrI следом за уроком физкультуры или чередованием предметов; . в 1 0- 1 1 -х классах допускается проведеЕие сдвоенньж уроков IIо основным и профильным предметам; о для шредупреждения и сохранения оптимаJIъного ypoBlm работосгrособности в течение недели обуrающиеся должны иметъ облегченный уrебный денъ; . При составлении расписаниr{ Уроков следует чередовать В Течение Дня и Еедели для обуlающихся I сryпени основЕые ilредметы с урокаh4и музыки, изобразительного искусства, технологии, физкульryры, а дJuI обуrающихся II и III ступени обl^rения * предметы естественЕо-математического и ryманитарного цикJIов; r рflспис&ние урокOв строится с }л{етом хода дневной и недельной цривой умствеЕной работоспособности обуrающихся; r р&сшисsние составлеЕо неправилъно, когда наибольшее число баллов приходится на краиние дни недеJIи или когда оно одинаково во все дни недели. Пршtоеrcенuе 2 Основные требования к составлению распиеания учебпых занятий псание зан жно обеспеч олЕеIIие сл необходимо создатъ наилу{шие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности у{ащихся, сложности уrебньгх предметов для восприrIтия обlпrаемыми, Необходимо обеспечить высокий уровень эффективЕости Т'руда учитеJUI: . обесгrечить учеТ требований к расписанию, отраженнъIх во внутришкольном коллективном договоре, о СоЗДаТь оптималъные условия дJUI уlебно-воспитательной работы у{итеJUI в качестве }п{ителя-предметникаи в качестве классного руководителя, учителяпредметника и воспитатеJUI IруIIпы продленнOго дкя, }п{ителя-предметника и педагога дополнительного образования. необходимо r{есть требования нормативных докумеЕтов} реryлирlтощих рабоry оУ: исполнять требования Еормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутрицlкольЕых. Необходимо создать оцтимаJIъные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и услOвий для развития дополнительного образования: обеспечИть целосТЕую взаИмосвязЬ урочной системЫ оУ С внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуаJIъно-|рупповые консульт ации, профориентационная работа, кружки, с екции). Необходимо r{есть материальЕо-технические вOзможности: . IIредоставитъ равные возможнOсти для занrIтий в соответствующих учебrгъгх кабинетах, спортивных з€lJIах, , дJUI пользования библиотекой, о созд3ть усдовия для эффективного использования технических средств. ПptuloMeeHae 3 Учёт работосrrоеобностш н её дишамшкп в IIрФцессе учебпой деятельЁости Работоспособность r{ащихýя не остается Ееизменной в течение днrt иJIи недели. Нанболее блаrоrrршятные и неблагопрпятные дrrп неделЕ Работоспособность второй полови}Iы дня и ЕедеJIи болъше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой шоловине. Прдметы по степени <<трудности> (<<трудность> * довольЕо условное и относительное понятие) в педагоIх,IIIеской практике прикr{то делить на 4 групrlы: 1 zруппа * русский язык, родной язык (в национальной школе), математикq химиfi, физика, иноатршIный язык; 2 zруппа * природовsдение, биология, география, асц)онOмиrt; 3 zруппа *литератур1 историlt, экономитIеск{и куJIьтура, черчеЕие; 4 аруппа * технология, изобржительное искуýство, музык1 физическЕIrI культурq ОБЖ. <<Труднымш пред\{етамfi явJIrrются и те, с ксторымЕ учащиеýя встрочаются впервые: химиJt (8кл.), физика (7кл.), иноýтраннъгй язык (5кл.) и т.д. Прuложсенuе 4 Оценочная шкала расписания учебных занятий в качестве гигиенической оценки расписания 1"rебных занятий можно исIIользовать рангов}rю шкалу трудности: На утомляемостъ учащихся влияют и следующее ((семейство>> факторов: объем информации; стеIIень новизны изучаемого матери€tла; мастерство учителя; методическая структура урока; психOлогический климат класса и взаимоотношениr{ с )л{ителем; интерес к предмету; материаJIьно-техниrlеское оснащение урока. На стегrень утомляемости влияет и учет продуктивных и непрод}.ктивных уроков (# - рост работоспособности от начапа к концу урока, S - падение работоспособности к концу урока): Наиболее продуктивные и шепродуктивные уроки в течение дня Класс Продуктивные 1-2 уроки 1# 2s 4$ з-5 1s 2$ 3$ 4s 6-7 ls 2s 4$ 6$ з# 8 5$ 1# 2$ зs 5$ 9 1s 2s зs 10 1s 2$ зý 5# 11 Непродуктивные уроки 3$ 5s б# 1# 2s 3$ 5$ 6$ 4s бs 4$ бs 4# 4s Осповные этапы работы над составлением расписания уроков 1 этап (подготовительныйо аналитический): анкетирование учителей по вопросам нагрузки на новый 1^rебный год (февраль, март); анкетирование родителей и 1..rащихся по воцросам организации учебновоспитательного процесса (январь - март); сбор необходимых документов и материrlJIов. Методика составления расписанбr уроков и оптимаJIьная организация улебновоспитательного процесса должЕы Еаходить свое отражение в диагностике выстраивания работы ОУ, в r{ете пожеланий всех у{астников образователъЕого прOцесса. Этому способствует анкетирование 1пrащlжоя, родителей, педагогических работников. Кроме анаJIитических данньж, необходимы рабочие матери€tлы дjIrI шрактической части составления расписаниrI уроков. Перечень материалов, необходимых для составлеIIия расписания: -уrебныЙ план ОУ, согласова}IныЙ с вышестоящими инстанциJIми; -сведения о колиIIестве кJIассов и IrаполнrIемости классов (согласно ОШ); -сведениrI 0 делеЕии кJIассOв на подгруппы, паспорт кJIасса; -сведеншI о кJIасснъD( руководитеJuIх и закрепление кJIассOв за уrебными кабинетами; -свеДения о колЕlIестве у.rебньu< кабинgтов, их вместIц{ости, закреrrпение за )п{ителями; -рsспределение классов и пар€шлелей по сменам с )детом возможнортей размещениrI кJIассов по уrебным кабинетам; -расписание звонков; -информация ст директора ОУ об обязательньIх методичtеýких днях аДминистрации, об организаrцм преподавательскоЙ деятелькости админЕстрации; -анкеты уrителей с пожеланЕями шо 0ргаЕизацни Iý< дёятельности, сдваиваний уроков; -сведения об обязательнъIх днrD( дJIII организации rrредпрофилъноЙ и профильноЙ поДготовки }л{ащиr(ся 9-11-х кJIассов Еа осII0вании договоров ОО с вузrlми, ссузамЕ; _сведениlt о совместитеJUD(; -ýводная информация по нагрузке 1r,rителей. 2 этап (практпческий): заготовки форм необходимьп< таблиц: таблицы детского и взрослого расписаний, заIIятOсть кабинетов, одЕовременное запоJIнеЕие таблиц детского и взрослого распиgаЕрrй и цх пOстояннаJI корректировка во время заполнениr{, выверка учебной нагрузки по уIитеJuIм и по классам, расстановка кабинетов и зашOлнение таблицы занятOсти кабинетов; 3 этап (оцеиочпый): проверка рацион€lJIъного исшолъзоваIIиrt сип педагогов, ограниrrение количества ({окOн> до минимум4 проверка обязательнъrх методическшх дней уrителей и администрации, количества часов дневной на|рузки (не долlкн0 шревышать 8 уроков), гигиеничеýкiш 0ценка расписаниrI; 4 этап (информацнонный): сообщение расписЕtниrl всем }п{астЕикам образовательного процесса, ПолуЧение и перsработка информации по коррsктировке расписанрUt уроков, реryляр}I€}rl своевремеЕЕая информацця аб измеЕеЕиrD{ в расписании уроков. Замена уроков Ежедневное изменýние режима у*rебной деятельности с }четом: н€!хо]щдения }п{ителей на больничном, на курсах повышениrt квалификации, на сýмиЕарах, коцкурýах и т.д. Замена уроков качOýтвsшца, если сна: рациоЕапьЕ1 своевременнq доýтУПна и rIителям, и обlr.rающимся. Перечень, необходимых матер!rалов; -расписание звонков; -расписаЕие уроков по у{ителям; -таблица заЕrrтости 1чебных кабинетов и спортивнъгх зrtпов; -таблица свободнъж уrебных кабшlетов; -таблица замеЕы; -сЕисок уrителей, отсутствующих в данный 1"rебный денъ. с. Толдзгулr 2а22rrод. 10